Запруды проектируются на реках, изобилующих рукавами. Само по себе появление рукавов связано с процессами переработки русел рек на излучинах. Такие процессы в основном происходят в периоды половодий и паводков.

Суть решаемой запрудами проблемы заключается в том, что речные рукава вызывают существенное снижение скорости течения и уменьшают глубины. Поэтому при размещении запруд основная задача проектирования — наилучшее выправление русла реки на определенном ее участке. Это достигается тем, что запруды ведут к заилению рукавов речными наносами. Если в проектной документации размещение запруд выполнено с учетом всех основных руслоформирующих процессов, то данные запруды обеспечат устранение второстепенных речных рукавов. В результате в основном русле произойдет повышение глубин и улучшение параметров судового хода.

 

План запруды

 

Как правило запруды размещаются посередине длины рукава (или чуть выше). При большой длине рукава или большом падении реки проектируются сразу две или три запруды.

Каждая запруда соединяет противоположные берега рукава в виде дамбы. Наиболее ответственным узлом в конструкции являются корневые части запруд, которые в целом аналогичны корневым частям полузапруд. Корневые части не следует врезать в берег, они должны примыкать к нему с постепенным уширением.

Во время весенних высоких вод все запруды затопляются. Поэтому в такие периоды запруды работают как водосливные плотины. Именно в этот период в низовой части запруженного рукава и наблюдается отложение наносов. Однако в паводки при переливе воды часто происходит размыв берега перекрываемого рукава. По этой причине при проектировании оптимальным следует считать возведение запруд не на всю проектную высоту сразу, а выполнять её повышение по мере заиления запруженного рукава. Для защиты берегов от размыва, а корневых частей запруд — от подмыва и обхода потоком по берегам, делают береговые укрепления.

Характерным параметром запруд является отметка гребня. Обычно гребень возвышается над уровнем воды в межень на 0,5―1,0 м (иногда до 1,5 м). При этом гребень запруд, как правило, выполняется с уклоном — от берегов к середине.

Основными применяемыми материалами для тела запруд являются камень и мягкий грунт. Их отсыпка может вестись или пионерным способом (с берега), или с баржи. Отсыпку основного материала стараются вести на предварительно уложенную подготовку из мелкого щебня или песка крупной фракции. Полностью грунтовыми запруды проектируют редко — в проекте мягкий грунт почти всегда защищают присыпкой из каменной наброски.