Проектирование ковша размыва заключается в выборе места его размещения в конце водобойных сооружений водосброса (водослива, водоспуска) — позади рисбермы. Ковш размыва может как проектироваться в составе водобойных сооружений, так и появиться естественным путём (т.н. яма размыва) при размыве русла водным потоком. Ковш размыва служит очень важной цели — предотвращение подмыва бетонного крепления дна. Удачно запроектированный ковш размыва позволяет эффективно остановить процессы эрозии русла. Эрозия (размыв) русла происходит под влиянием больших скоростей текущей воды. Начинаясь с незакреплённых участков, эрозия ведёт к постепенному разрушению бетонного крепления дна, а затем — к потере устойчивости водосбросов и их разрушению.
Основным параметром ковша размыва (или ямы размыва) при разработке проектной документации является отметка его дна — т.е. проектная глубина ковша. Обеспечение в проекте достаточного заглубления дна ковша размыва гарантирует, что водный поток не сможет подмыть бетонное крепление ковша, и следовательно, далее не размоет основание под всеми остальными сооружениями. В первом приближении проектная глубина ковша размыва определяется по формуле:
hковш = (2÷3)∙hрисб,
где hрисб — глубина воды на железобетонной рисберме.
Уклон верхового откоса ямы размыва (ковша) принимается не круче 1:4. Это необходимо, чтобы водный поток не отрывался от крепления дна при резкой смене уклона дна.
Крепление ковша размыва в проектной документации обычно предусматривается по схеме:
– верховой откос — железобетонные плиты 1×1 м или 2×2 м и толщиной 0,2—0,3 м;
– дно — камень или камень со щебнем.
При малых удельных расходах воды, а также если грунты в основании — неразмываемые, ковш размыва может проектироваться без крепления, или же с ослабленным креплением.
Иногда вместо ковша размыва в проекте предусматривается устраивается шпунтовый зуб — в виде однорядной шпунтовой стенки, забиваемой поперёк водосбросного русла. Такой вариант применим при неглубоком залегании неразмываемых пород.