Москва стоит не только на семи холмах, но и на девятистах прудах. Или больше — точная цифра неизвестна. В XIV в. на территории тогдашней Москвы и её деревенских окраин насчитывалось ориентировочно от 600 до 900 прудов. Они были меньше по размеру, чем современные городские пруды, и имели несколько меньшее разнообразие конструктивных решений. Отчасти эти отличия объясняются тем, что в древней Москве пруды имели весьма утилитарное назначение. Если сейчас пруд в крупном городе почти всегда имеет исключительно декоративно-рекреационную функцию, то в прошлом задачи пруда сильно отличались от современных. Основными из них были:
1. Питьевое водоснабжение;
2. Хозяйственное водоснабжение и водопой для скота;
3. Рыбоводство.

Исходя из первых двух пунктов списка видно, что пруд тогда был жизненно важным городским сооружением, которое обеспечивало саму возможность жизни города. 

Для строительства прудов применялось три метода:
1. Откопка пруда — то, что сейчас называется прудом-копанью; основным источником воды для такого пруда были грунтовые воды; вплоть до настоящего момента пруды-копани являются самым частым типом московского пруда;
2. Запруживание водотоков — устройство грунтовых плотин на притоках крупных рек (Москва-реки, Яузы, Неглинной), на ручьях, оврагах, в редких случаях — на болотах; по площади такие пруды были самыми большими;
3. Запруживание расчищенных склонов местности — позволяло получить не очень большой по площади и совсем неглубокий (не глубже 1 м) пруд; плотина такого пруда представляла собой невысокий земляной вал, который по дуге оконтуривал склон; питание склонового пруда осуществлялось исключительно атмосферными осадками.

 

Черкизовский пруд — один из самых старых сохранившихся прудов Москвы (XIV в.). Фотография реконструкции пруда в 2010 г.

Черкизовский пруд — один из самых старых сохранившихся прудов Москвы (XIV в.). Фотография реконструкции пруда в 2010 г.

 

Черкизовский пруд на карте Москвы 1859 г.

Черкизовский пруд на карте Москвы 1859 г. 

 

Как правило, какого-либо берегоукрепления для прудов не предусматривалось. Берега представляли собой земляные откосы, поросшие травой. В редких случаях забивалась деревянная ряжевая стенка из струганных бревен лиственницы, или устраивались фашины.

Начиная с петровских преобразований в Москве в начале XVIII в., одновременно с появлением дворянских усадеб европейского типа, стали строиться и декоративные пруды. Такие пруды не имели хозяйственного назначения. Однако финансовые возможности владельцев усадеб позволяли проектировать и возводить достаточно сложные искусственные водные объекты — как с точки зрения ландшафта, так и гидротехнических схем прудов. На настоящий момент в Москве таких прудов сохранилось около 50. Как правило, старые пруды, которые сумели сохраниться до наших дней, представляют собой пример сложившейся устойчивой экосистемы. К примеру, такие пруды слабо подвержены процессам эвтрофии. Природные резервы этих экосистем систем имеют избыточный ресурс, что позволяют пруду сравнительно успешно сопротивляться антропогенному влиянию города (который всегда имеет подчеркнуто негативный характер).