В течение последних 15―20 лет в России фактически неуклонно повышались требования общества к комфортности среды проживания. В настоящее время при разработке проектов современных жилых комплексов или коттеджных поселков заказчики-застройщики все чаще требуют от проектных организаций детальной проработки вопросов, связанных с благоустройством территории и ландшафтным дизайном. В частности, особое внимание обращается на водные рекреационные объекты — в проекты уже достаточно регулярно включаются такие сооружения, как каскады прудов, набережные, благоустроенные береговые линии ручьев. Это происходит несмотря на то, что данные сооружения напрямую не относятся к жилому фонду — их назначением является только создание благоприятных условий для массового культурного отдыха и рекреации.

Анализируя сложившиеся на настоящий момент отечественные реалии развития крупных городов, можно заключить, что как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе имеющаяся тенденция роста интереса к водоемам, прудам и сходным с ними водным объектам сохранится.

Итак, водный объект (пруд) становится или уже стал и востребованной, и необходимой, и неотъемлемой составляющей городской среды. Более того, сама городская среда в определенной степени стремится перерасти из исключительно антропогенного состояния в природно-антропогенную систему. Возникает вопрос — а каким он, пруд, должен быть? Какими должны быть оптимальные конструктивные решения городского пруда? Какие архитектурные требования можно применить к прудам и аналогичным объектам? Какие ограничения и требования должны быть наложены на водные объекты города в ходе градостроительного освоения территории? Каковы общие планировочные рекомендации и нормативы на сооружения такого типа?

Пруды и те сооружения, которые входят в их состав, вследствие прямого и непосредственного взаимодействия с водной средой, относятся к гидротехническим сооружениям. При этом на настоящий момент практически все аспекты проектирования различных гидротехнических объектов — таких как плотины, гидроэлектростанции, берегоукрепления, набережные, причалы — изучены весьма тщательно. Это стало результатом длительного по времени и огромного по масштабу гидротехнического строительства, которое имело место в нашей стране начиная середины XX века. На настоящий момент накоплен большой опыт проектирования и строительства практически всех видов гидротехнических сооружений — в водоснабжении, в гидроэнергетике и атомной энергетике, в речном и морском транспорте, в мелиорации, в горнодобывающих отраслях. Надежная и безаварийная работа таких сооружений лежит в основе обеспечения функционирования всей экономики государства, гарантируют безопасность как жизни и здоровья людей, так и всей страны в целом.

Но городской пруд, как правило, не выполняет того функционала, который привычен для «классических» гидротехнических сооружений. Или выполняет, но в ограниченном объеме. Основной же функцией современного городского пруда все выразительнее становится рекреация — т.е. организация условий для отдыха людей, проживающих в том районе города, где данный пруд расположен. Таким образом, на текущем этапе развития городов городской пруд стремительно выходит из ниши утилитарного объекта и вступает в область объектов социокультурной инфраструктуры. И здесь обнаруживается дефицит наработанных и апробированных общих принципов и правил проектирования таких объектов — водных объектов рекреационного направления для условий крупного города.

Указанный выше опыт проектирования различных гидротехнических сооружений нашел свое отражение в действующих в России разнообразных нормативных документах. Из них ведущими являются строительные нормы и правила (СНиП), выпускаемые сейчас под заголовком «Своды правил» (СП). К примеру, главным нормативным документом по гидротехническим сооружениям является СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения». В качестве законодательной основы для нормативной базы уже почти 25 лет выступает Водный кодекс (Федеральный закон от 16.11.1995 № 167‑ФЗ), а также Градостроительный кодекс (Федеральный закон от 29.12.2004 № 190‑ФЗ). Именно Водный кодекс дает определение для водного объекта, позиционируя его как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, сосредоточение вод в котором имеет признаки водного режима (т. е. происходит изменение уровней, расходов или объемов воды). Помимо Водного кодекса терминологическую основу определяет государственный стандарт ГОСТ 19179‑73 «Гидрология суши. Термины и определения». Приведем важнейшие термины:

– водоем — водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием;
– искусственный водоем — специально созданное скопление воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности;
– водохранилище — искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока;
– пруд — мелководное водохранилище площадью не более 1 км2;
– пруд-копань — небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей).

 

Классификация водных объектов

 

Понятие мелководного водохранилища, упомянутое в определении термина «пруд», раскрывается в действующих «Методических указаниях по разработке правил использования водохранилищ» (Минприроды России, 2011 г.): мелководным следует считать водохранилище со средней глубиной до 3 м и максимальной глубиной до 10 м. В другом государственном стандарте — ГОСТ 17.1.1.02‑77 «Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов» разработаны различные классификации водоемов — по морфометрическим признакам (площадь, объем, максимальная глубина), гидрологическому режиму (колебание уровня, температура воды, продолжительность ледостава) и по условиям водообмена.

При всей развитости технической нормативной базы на настоящий момент отсутствует методологическая или справочная литература, рассматривающая вопросы проектирования прудов и аналогичных объектов. В действующих нормативных документах городской пруд даже не обозначен как обособленный объект. Также не дается оценка роли городского пруда на окружающее пространство, не рассматриваются основные аспекты и принципы проектирования таких прудов. Данное обстоятельство существенно осложняет процесс разработки инженерной документации, особенно на предпроектной стадии (концепции). Можно заключить, что разработка определенного набора практических рекомендаций и правил в области современного градостроительного и конструкторского проектирования городских водных объектов декоративно-рекреационной направленности — вопрос будущего. Такие рекомендации могли бы стать основой для проектирования городских водных объектов, для которых необходим учет всего своеобразия городской сверхурбанизированной среды.