В градостроительной системе города городской пруд в части функционального зонирования относится к зонам отдыха. Поэтому предпочитаемым местом его расположения являются селитебные территории и общегородской центр. Являясь объектом зоны отдыха, пруд интегрирует антропогенные ландшафты города с ландшафтами естественной природной среды. Для возможности выполнения такой интеграционной роли современный рекреационный (парковый) пруд города должен включать в себя, помимо собственно водной чаши, определенный набор ландшафтных элементов и структур. Закладывание таких элементов ещё на стадии проектирования позволяет:
– существенно обогатить зрительную композицию пруда, что отвечает требованиям максимального привлечения населения на территорию водной рекреации;
– насытить площадь пруда, его периметр и прилегающую зону сооружениями различной функциональной направленности, что обеспечивает разнообразие для рекреационной активности посетителей.

 

_

 

Конкретный состав ландшафтных элементов пруда определяется в проектной документации, разрабатываемой на пруд. Предпочитаемый перечень таких элементов также может быть изложен Заказчиком в техническом задании. Но в любом случае вся композиция данных ландшафтных структур должна быть увязана между собой внутренними связями, образуя единую и гармоничную ландшафтно-архитектурную группу.

Опишем наиболее характерные ландшафтные элементы, ставшие на современном этапе развития проектирования прудов практически классическим составляющими, в той или иной мере характерными для любого водного рекреационного объекта:
1. Деревянная набережная;
2. Каменная набережная;
3. Пляж;
4. Остров;
5. Зона болотной растительности (т.н. биоплато);
6. Мост;
7. Водосбросы и водопады;
8. Причалы.

Деревянная набережная — представляет собой берегоукрепление в виде вертикальной подпорной стены из деревянных брёвен, по верхней кромке (бровке) которой устраивается пешеходная дорога. Берегоукрепление проектируется, как правило, по типу безанкерного больверка в виде вертикальных лиственничных свай, погружаемых сплошной стеной и воспринимающих давление грунта. Древесина лиственницы устойчива воздействию водной среды. Пешеходная дорога выполняется с деревянным настилом, имеет постоянную или переменную ширину, и может расширяться вплоть до образования площади. Непосредственно вдоль кромки набережной устраивается ограждение.

Каменная набережная — может образовываться как вертикальной стенкой, так и посредством откосного профиля, с расположением позади них прогулочной пешеходной дороги. Решение берегоукрепления в виде вертикальной стенки реализуется посредством применения габионов — сетчатых конструкций из мелкого и среднего камня, засыпаемого в пространственную сетку с образованием параллелепипедов (размер стороны — от одного до двух метров). Откосный профиль берегоукрепления предусматривает отсыпку камня по откосу с уклоном от 1:1,5 до 1:4 на подготовленное основание. Бетонные и железобетонные варианты берегоукрепления в настоящий момент почти не применяются — по причине слабой возможности их вписывания в создаваемое ландшафтное окружение пруда. Пешеходная дорога у каменных набережных чаще бывает с асфальтовым или грунтовым покрытием, и гораздо реже — с деревянным настилом.

Пляж — реализуется в виде песчаной отсыпки значительной толщины, устраиваемой вдоль уреза воды. Поверхность пляжа выполняется с небольшим уклоном — со стороны широкого берега под уровень зеркала воды на заданную глубину. Устройство пляжей особенно обосновано для прудов в южных широтах, допускающих относительно длительный период купального сезона. Однако опыт эксплуатации городских прудов показал, что пляжные ландшафтные элементы представляют интерес не только как атрибут непосредственно водных процедур. Пляжная песчаная отсыпка, переходящая в отмель, характеризуется особыми визуально-эстетическими свойствами, позволяющими обогатить планировочную композицию пруда.

Остров — особый ландшафтный элемент структуры городского пруда. Наличие одного или нескольких островов в пределах площади зеркала пруда, вне зависимости от их размера, существенным образом развивает композиционную картину рекреационного объекта. Остров обеспечивает интенсивное насыщение визуального ряда пруда, обогащая общего эстетическое восприятие. При близком расположении острова к основному берегу пруда между ними может быть перекинут пешеходный мост. В зависимости от исходных топографических условий острова могут являться как исходными природными элементами, так и быть искусственными. В последнем случае остров часто проектируется в виде комбинированной конструкции:
– под уровнем воды: подпорные стенки, устраиваемые из габионов или шпунта (стального или ПВХ);
– над уровнем воды: земляная насыпь, укрепляемая в районе уреза воды каменной отсыпкой.

Зона болотной растительности, или биоплато — важная зона планировочной структуры пруда, имеющая два различных назначения: а) естественная очистка воды прибрежно-водной растительностью; б) создание уникального природного ландшафта, позволяющего при относительно малых затратах получить полную имитацию ненарушенной естественной среды обитания. В проекте пруда для зоны болотной растительности могут быть назначены как обе перечисленные функции, так и только одна из них (к примеру, когда очистка воды не требуется по объективным причинам). В конструктивном отношении зона биоплато реализуется в виде одного или нескольких участков пруда, в пределах которых отметка дна пруда повышается до отметок, близких к нормальному уровню воды. По площади данных участков производится укладка специальных слоёв (гравия, растительного грунта, геотекстиля, системы дренажа), которые обеспечивают условия для активного роста и жизнедеятельности прибрежно-водной растительности — камыш, тростник, рогоз, кувшинки, кубышка и др. После завершения строительных работ и по прошествии нескольких лет зона болотной растительности разрастается до состояния, практически полностью имитирующего природную прибрежно-болотную зону природных водоёмов.

Мост или подобная ему конструкция — ландшафтный элемент, который при определенных условиях способен оказаться харизматической основой общей компоновки пруда и прилегающей парковой зоны. При удачном архитектурном решении сам характер мостового сооружения и его фактура оказывают притягивающее воздействие. По функциональному назначению мостовые конструкции могут быть приближены к прогулочным дорожкам и рассматриваться как часть пешеходной сети дорожек. В этом случае появляется особая разновидность ландшафта пруда — приподнятая платформа. Мост может иметь самые различные размеры и геометрию, В конструктивном отношении мосты, как правило, выполняются на основе металлического каркаса, со свайным фундаментом.

Водосбросы и водопады — сооружения, в пределах которых происходит смена уровней воды между отдельными частями пруда или между прудами в составе их каскада. В большинстве случаев устройство водосбросов является необходимым условием, вытекающим из требований вертикальной планировки (учёт фактических топографических особенностей территории водоёма). При этом решение водосброса в виде водопада является архитектурным приёмом, позволяющим получить в составе прудового комплекса элемент со своей собственной и неповторимой харизмой. Как правило, перепад на водосбросе (водопаде) не превышает 1—3 м. Протяжённость водосброса вдоль переливного фронта может быть как совсем небольшой, от первых метров, до весьма значительной. В последнем случае водосброс-водопад представляет собой широкую переливную плотину нерегулируемого типа, отдалённо напоминающую речные пороги. Конструкция сооружения принимается из монолитного бетона, реже — из деревянных брёвен.

Причалы являются во многом утилитарными конструкциями, предназначенными для швартовки лодок (например, при наличии лодочной станции). Часто причал оказывается продолжением вышеописанной набережной. В конструктивном отношении в проектах в последнее время предпочтение чаще отдаётся причалу из металлокаркаса, опирающегося на стальные завинчиваемые сваи. Реже применяется вариант из габионов, ещё реже — из монолитного железобетона. Облицовка причалов, как правило, принимается из террасной доски в связи с её высокой долговечностью в условиях воздействия воды. Повсеместно применяются швартовые пальцы.