Для рекреационных, ландшафтных и сходных с ними прудов, назначением которых является в том или ином виде отдых посетителей на данной территории, важным аспектом становится организация удобной сети пешеходных дорожек. При достаточно ровном рельефе природной долины, вмещающей рассматриваемый водоём, прокладка таких дорожек не является проблематичной задачей. Однако, если топографические условия характеризуются большими и резкими перепадами отметок, трассировка пешеходных дорожек (их вертикальная планировка) может оказаться сложной задачей. В таких условиях часто применяются пешеходных эстакад. При этом сейчас такие эстакады применяются даже при распластанном рельефе — их используют как неклассическое решение в ландшафтном дизайне (которое постепенно становится «классическим»).

Конструктивная схема таких пешеходных эстакад обычно реализуется в виде схемы «настил по стальному горизонтальному каркасу на свайном основании». При этом на практике пешеходные эстакады становятся лишь основой для устройства различных смотровых площадок, высоких пряжей, причалов маломерных судов и т.п. сооружений, которые в своей конструктивной основе берут за основу и дорабатывают собственно пешеходные эстакады.

Проектирование свайного фундамента пешеходной эстакады — это самый важный и наиболее сложный этап разработки проекта. Его особенностью является применение свай на склонах, откосах, в условиях поймы и, часто, дна водоёма. Т.е., в отличие от классического свайного фундамента под здание, здесь повышаются требования к корректной оценке реального поведения грунтов. Необходимость в этом вызвана:

– влиянием обводнённости грунтов;
– частой сменой уровня воды;
– воздействием ледяного поля;
– проблемой обеспечения устойчивости откосов (как в естественном состоянии, так и, особенно, в пригруженном), и ряд других.

Таким образом можно сказать, что расчётное обоснование для пешеходной эстакады — это всегда нетривиальная задача

Свайное основание обычно выполняется на основе винтовых свай или круглых труб. Применение винтовых свай является более технологичным вариантом, а круглые трубы — часто более экономичным (особенно если ограничиться засыпкой их полостей грунтом). Параметры свайного поля (диаметр свай, отметка пят, продольный и поперечный шаг свай) диктуются инженерно-геологическими условиями береговой полосы и чаши пруда.

В ряде случаев продольный шаг свай (шаг вдоль разбивочной оси эстакады) должен быть существенно увеличен. С этим сталкиваются, например, при пересечении с инженерными коммуникациями с охранными зонами. Данная проблема наиболее характерно видна, когда в плане такое пересечение происходит под острым углом. В этом случае устраиваются мостовые пешеходные переходы.

 

Поперечное сечение пешеходной эстакады

 

Геометрия стального каркаса, опирающегося на оголовки свай, во многом определяется схемой забивки свайного поля. В качестве несущих элементов каркаса могут быть приняты как поперечные ригели, так и продольные прогоны. Обычно и те, и друге представлены швеллерами и/или двутаврами. Поверх них производится укладка лаг, которые, в свою очередь, выполняются продольными или поперечными.

Практически все описанные элементы каркаса могут быть решены из деревянных конструкций. Такой вариант обладает и рядом определённых преимуществ (лёгкость, простата монтажа, определённая степень эстетики), и рядом недостатков (недолговечность).

Финальным элементом конструкции пешеходной эстакады является обшивка (настил) и ограждение. Обычно настил представлен террасной доской или натуральной древесиной. Из-за высокой влажности, вызываемой водной средой, приоритет отдаётся террасной доске (декингу). Террасная доска представляет собой композит из древесных опилок и термопластичных полимеров. На настоящий момент этот материал является наиболее оптимальным решением — в первую очередь по своим эксплуатационным качествам. При выборе для настила натуральной древесины почти всегда используется лиственница, которая в сравнении с другими породами отличается достаточно высокими свойствами по сопротивляемости гниению. Применение древесного настила в обязательном порядке требует нанесения высококачественных лакокрасочных покрытий. Например: пропитка «Pinotex Universal» или лак «Pinotex Lacker Yacht» по антисептическому грунту «Pinotex Base»).

Перепады высот, имеющие место вдоль пешеходной эстакады, компенсируются размещением лестничных маршей. При малых перепадах отметок можно остановиться на устройстве настила с небольшим уклоном. Но данное решение создаёт определённые трудности при эксплуатации в зимний период.