Проектирование выправительной трассы реки представляет собой разработку комплекса специальных руслорегулирующих сооружений. Такие сооружения предназначены для:
– уменьшения миандрирования (извилистости) русла;
– повышения общей устойчивости его берегов и дна.

Таким образом выправительная трасса обеспечивает улучшение параметров судового хода реки. К параметрам судового хода относится, в основном, ширина, глубина и скорость течения воды.

 

План выправительной трассы 

 

В общем случае в состав выправительной трассы могут входить следующие сооружения:
1. Береговые опояски — располагаются вдоль берега и предохраняют его от размыва.
2. Дамбы — располагаются вдоль русла или под небольшим углом к нему, и служат для ограничения его ширины.
3. Запруды — располагаются поперек рукава или протока реки и полностью перекрывают его; из-за небольшой высоты запруды полностью затапливаются в периоды половодий и паводков (поэтому запруды не являются плотинами).
4. Полузапруды — частично перекрывают русло, располагалось поперек его (или под некоторым углом) и соединяясь с одним из берегов; как и запруды, полузапруды полностью затапливаются в периоды половодий и паводков. Полузапруды служат для защиты берега посредством его постепенного замыва.
5. Шпоры — по расположению в плане аналогичны полузапрудам, но имеют высокую отметку гребня и никогда не затапливаются. Шпоры служат для защиты берега посредством его постепенного замыва.
6. Прорезь — продольное углубление в дне реки, соединяющее наиболее глубокие его части.
7. Прокоп — канал, прорытый в выпуклом берегу и предназначенный для спрямления русла.

Проектная документация на выправительную трассу всегда разрабатывается для определенного расхода и соответствующего ему уровня воды. При большом колебании уровней воды выправительную трассу обычно проектируют для периода межени (т.н. меженное русло). В этом случае принимается расход для средневысокой межени, т.к. для межени, при которой природное меженное русло наполняется до отметки поймы. Если помимо периода межени требуется выправление трассы также и для периода паводка, то проектирование паводочного русла представляет собой отдельную задачу. Обычно паводочное русло представляется собой комплекс обваловочных сооружений, защищающих пойму от затопления.

Если на реке проектируется водозабор (это всегда делается только на вогнутом берегу), то по результатам практического опыта установлено, что выправительная трасса должна проектироваться из продольных дамб, которые очерчиваются по пологим кривым. Если на рассматриваемом участке реки строительство водозабора не предусматривается, то в качестве основных сооружений выправительной трассы оптимальными будут шпоры или полузапруды. Их особенностью является возможность постепенной корректировки русла: сначала отсыпаются корневые (береговые) части шпор, и в последующем они удлиняются в направлении к центру реки. Конечная ширина зарегулированного русла определяется по формуле:

B = A2q/i0,4,

где:
A — параметр, характеризующий поперечный профиль реки;
q — удельный расход;
i — уклон реки.

Параметр A определяется по справочным таблицам. Для высокогорных участков рек он находится в пределах 0,5—0,75, для горных участков 0,75—0,9, для предгорных 0,9—1,0, для равнинных 1,1—1,3.