Источник: Журнал «International Water Power & Dam Construction»

Авторы: С. Л. Бьерман, президент «Hydro Watts Inc.» (штат Мэриленд, США), Р. А. Клемпнер, вице-президент «Hydro Watts Inc.» (штат Мэриленд, США)

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В США есть около 700 площадок, где на существующих гидроузлах могут быть размещены малые ГЭС мощностью до 5 МВт. В настоящий момент для частных инвесторов имеется ряд стимулов для подобных вложений, включая финансовую помощь от правительства и тот факт, что коммунальные компании испытывают ограничения в возможности приобретения электроэнергии от таких проектов.

Реализация гидроэнергетических проектов малой мощности (до 5 МВт) на существующих плотинах, водосбросах и водоводах — вопрос национальной политики. Такие проекты становятся все более привлекательными для инвестирования. Растущие цены на топливо, финансовая помощь правительства, а также законодательный мандат, гласящий, что сбытовые компании должны приобретать электрическую выработку у таких проектов — все это делает теперь возможным воплощение в жизнь ряда гидроэнергетических проектов. Законодательство, принятое в последние годы на федеральном уровне и уровне штатов, предоставляет налоговые льготы и кредиты, стимулирующие привлечение инвесторов в развитие таких источников энергии. Малые гидроэнергетические объекты дают возможность потребителям получить источник энергии, производство которой основано на хорошо отработанной технологии, и по стоимости, которая защищена от будущей инфляции.

Федеральная энергетическая регуляционная комиссия (Federal Energy Regulatory Commission — FERC), лицензирующая гидротехнические проекты, объявила, что сейчас представляется возможным выполнить расширение на приблизительно 700 существующих плотинах, на каждой — с потенциальной мощностью 5 МВт и менее, и суммарной мощностью 1100 МВт. Разрешения и заявления на лицензии для реализации 248 проектов мощностью до 5 МВт с общей мощностью 470 МВт уже сформированы в портфеле комиссии на 30 сентября 1980 г.

 

ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Прежде чем малые гидроэнергетические проекты могут быть реализованы, требуется их тщательное индивидуальное изучение. Для помощи в этой работе федеральные агентства и некоторые штаты предоставляют техническую информацию, некоторые налоговые уступки, а также быстрое лицензирование и выдачу разрешений. На стадии строительства могут быть доступны дополнительные займы или обеспечение займов. Если применяется обеспечение займов, то возможности по защите от налогов не снижаются. Однако использование прямых правительственных займов препятствует получению дополнительных 11 процентов инвестиционного налогового кредита, который стал доступен для таких инвестиций по Акту о налогах на непредвиденную прибыль. Есть возможности заключения соглашений о продаже с условием последующей аренды, и лизинга с налоговым рычагом.

Для максимизации отдачи инвестор может рассмотреть возможность выполнения работ по муниципальным канализационным сетям, по которым у местных властей есть гранты. Инвестор должен быть готов вести переговоры с коммунальными компаниями, муниципалитетами и промышленными потребителями с целью получения возврата мощности и энергетических выгод. Частный инвестор, конечно, будет искать кооперирования, что облегчит налоговое бремя.

От лицензиата на территорию нижнего бьефа, получающего выгоду от водных объектов, строящихся выше по течению реки, согласно Федеральному энергетическому акту (Federal Power Act) требуется выполнение возмещения — в отношении владельца водохранилища, или других сооружений выше по течению, в размере соответствующей доли от годовых издержек. Сооружения выше по течению реки, которые осуществляют сглаживание водного стока для целей нижерасположенных гидроэнергетических объектов, могут быть в виде простых водохранилищ, без устройства гидроэлектростанций или обеспечения больших напоров воды. Возможность финансовой выгоды от размещения малых водохранилищ должна быть рассмотрена всеми заинтересованными лицами, с учетом сохранения природных ресурсов.

 

ЗАТРАТЫ И ВЫРАБОТКА

Предполагаемая к продаже выработка малой ГЭС в основном зависит от напора воды — разницы уровней между отметками воды в водохранилище и на выходе из турбин, а также от доступного объема воды. Обычно мощность отдельной малой ГЭС составляет 3—5 МВт, но она может быть и меньше, например — несколько сот киловатт.

Средний напор — около 15 м, а средний расход — приблизительно 10 м3/с, при площади водохранилища около 2,4 км2. Затраты на реализацию проекта включают в себя геологические и гидрологические изыскания, проектную документацию, ходатайства о выдаче разрешений и лицензий, покупку и монтаж турбин и энергетического оборудования, возможные обследования плотин и водоводов, реконструкцию сооружений в верхнем бьефе, подключение к электрическим сетям.

Финансовые вложения (см. таблицу) могут достигать 2000 долларов за киловатт установленной мощности, при этом наибольшая экономия может быть получена при возведении на реке сразу нескольких гидроузлов.

 

Таблица: Различные виды затрат на строительство малой ГЭС в процентах от суммарных вложений.

Затраты

Процент

Оборудование

33 %

Строительные работы

40-50 %

Проектирование

10-15 %

Непредвиденные обстоятельства

10 %

Эксплуатационные затраты на малых ГЭС различны и могут достигать 0,05-0,06 долл./кВт∙ч

 

Электрические сети управляются в соответствии с законом и инструкциями FERC по приобретению электричества у малых ГЭС по "избегающей цене" на такую продукцию. Избегающая цена основана, помимо прочего, на эквивалентных стоимостях нефти и газа. При цене в 40 долларов за баррель топливный коэффициент в избегающей цене составляет 6 центов/кВт∙ч. Девелоперы, находящиеся в поисках рынков сбыта для электроэнергии своих малых ГЭС, не могут надеяться на PURPA (Общественный коммунальный регулирующий энергетический акт) или Федеральный энергетический акт, чтобы позволить себе получить доступ к линиям электропередач для направления электроэнергии потребителям. Девелоперы, которые ищут кредиты для своей продукции и увеличивают объем и надежность энергосистемы, к которой они подключаются, могут столкнуться с рядом требований. Для получения кредита на пополнение объема системы девелопер должен быть способен доказать наличие значительной величины расхода воды, соответствующей установленной мощности гидроэлектростанции. Т.е. доказать наличие т.н. зависимой мощности, поставляемой в энергосистему.

Понятие зависимой мощности имеет следующее определение: способность электростанции или энергосистемы нести нагрузку в неблагоприятных условиях в течение определенного временного интервала, когда должно осуществляться электроснабжение с заданными параметрами.

Проект гидроэлектростанции обеспечивает зависимую мощность в случае, если он поставляет заданный уровень выработки на протяжении времени, назначенного для ГЭС в плане системы для покрытия годового графика нагрузки. Соответственно, маркетинг продукции гидроэнергетических проектов направлен на то, чтобы гидроагрегаты работали короткими отрезками времени в периоды пиковых нагрузок в энергосистеме.