Особенным случаем в вопросах права по земельным отношениям в российском законодательстве является создание т. н. «искусственного земельного участка на водном объекте». Согласно Земельному кодексу, такие искусственные участки являются основой для последующего образования на них уже «классических» земельных участков. Само появление такого понятия, как искусственный земельный участок на водном объекте, связано с необходимостью хозяйственного освоения территории, на которой находится какой-либо водный объект (река, ручей и др.). Конечная цель создания искусственного участка — размещение объекта капитального строительства (ОКС) того или иного назначения: причала, торгового или яхтенного порта, жилой и административной застройки. При этом сама необходимость создания данного искусственного участка должна быть особым образом обоснована и подтверждена. Последнее на практике реализуется посредством инженерно-юридического процесса, состоящего из нескольких этапов.
В российском земельном законодательстве вопросам, связанным с созданием и последующим использованием искусственных земельных участков на водном объекте, посвящен Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 19.07.2011 № 246-ФЗ).
Если на текущий момент времени рассматриваемая территория ещё не размежёвана, т.е. на ней не образованы земельные участки, то при разработке нового проекта планировки территории (ППТ) Заказчик уже не может образовать земучасток в месте расположения реки или ручья по обычной процедуре. Однако в ряде случаев желаемая цель (строительство ОКС) всё же может быть достигнута — это возможно при прохождении процедуры создания искусственного земельного участка на водном объекте. Для Заказчика такую процедуру концептуально можно разделить на две основных стадии:
– стадия А — процесс получения Разрешения на создание искусственного земельного участка (ИЗУ);
– стадия Б — процесс получения Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В стадию А (получение Разрешения на создание ИЗУ) концептуально входят следующие этапы:
– разработка Заказчиком Проекта разрешения на создание ИЗУ;
– согласование Проекта разрешения на создание ИЗУ в: Росводресурсах, Росрыболовстве, Ространснадзоре, Росморречфлоте (при необходимости);
– согласование Проекта разрешения на создание ИЗУ в: а) правительстве субъекта Федерации; б) администрации муниципального образования. Для Москвы — это Мэрия;
– подача Заявления о создании ИЗУ;
– получение Разрешения о создании ИЗУ.
При прохождении Заказчиком согласований в органах государственной власти в случае выявления существенных разногласий может потребоваться создание т. н. согласительной комиссии.
Стадию Б (получение Решения о предоставлении водного объекта в пользование) можно разбить на следующие этапы:
– принятие органом власти Решения о подготовке ППТ в планируемых границах ИЗУ;
– заключение Заказчиком с органом власти Договора о создании ИЗУ;
– разработка Заказчиком ППТ для ИЗУ;
– разработка проектной документации на ИЗУ (по Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87), включая выполнение четырёх видов инженерных изысканий; если на территории создаваемого ИЗУ располагается водоток (река, ручей), то в состав данной документации входит проектирование закрытого коллектора — по нему пропускается расход водотока;
– прохождение государственной экспертизы проектной документации;
– согласование проектной документации в соответствующем территориальном управлении Росрыболовства (для Москвы, Московской области и ряда других областей — в МОКТУ);
– проведение органом власти общественных слушаний;
– проведение общественной экологической экспертизы (в особых случаях);
– проведение государственной экологической экспертизы;
– получение Решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствующем бассейновом водном управлении Росводресурсов (для Москвы, Московской области и ряда других областей — в МОБВУ).