Комплекс гидротехнических и хозяйственных сооружений яхтенной марины (яхтенного порта) должен обеспечивать возможность оказания услуг, необходимых для удобной и безопасной эксплуатации яхт и других маломерных судов. Состав услуг, которые предъявляются к марине, перечисляется Заказчиком в техническом задании. К основным услугам и требуемым условиям относятся:
– швартовка и стоянка судов;
– удобные и безопасные условия подхода судов к марине и выхода их из неё;
– комфортные условия для экипажей судов и их пассажиров по временному нахождению на территории марины;
– спуск и подъём судов (для обслуживания или вывоза автотранспортом);
– ремонт судов;
– различные виды технического и сервисного обслуживания судов.

На основе указанного перечня услуг в проекте яхтенной марины принимается состав сооружений этой марины и генеральные плановые размеры площадки. Состав проектируемой яхтенной марины включает сооружения, которые можно разделить на две основные группы:
– сооружения технологического комплекса марины;
– сооружения инфраструктуры марины.

В базовый технологический комплекс марины концептуально входят:
– причальные сооружения;
– сооружения по сервисному обслуживанию и ремонту судов;
– здание обслуживания экипажей и пассажиров.

В сооружения инфраструктуры марины входят:
– оградительные сооружения;
берегоукрепления;
– административное здание;
– инженерные сети (общего и специального назначения);
– автодороги (подъездная и внутриплощадочные) и автопарковки;
– аварийно-спасательное оборудование.

Причальные сооружения яхтенной марины предназначены для безопасной швартовки и стоянки маломерных судов. Причём выполнение всех технологических операций (посадка/высадка, погрузка/разгрузка, подключение судов к инженерным сетям) должно быть гарантировано при любых расчётных положениях уровня воды в акватории. Причальные сооружения обязательно оборудуются отбойными устройствами. Также в состав оборудования входят кнехты, тумбы и причальные утки, трапы и мостики, спасательное снаряжение. В конструктивном отношении причальные сооружения могут быть реализованы в виде:
– береговых причалов (вертикального профиля или набережных-эстакад);
– понтонных причалов;
– пирсов;
– палов.

Сооружения по сервисному обслуживанию и ремонту судов обеспечивают услуги по различным видам поддержания эксплуатационного состояния маломерных судов. Сюда относятся как собственно ремонт, так и общее эксплуатационное и материально-техническое снаряжение яхт и аналогичных маломерных судов.

Здание обслуживания экипажей и пассажиров предназначено для предоставления на территории марины услуг, сочетающих санитарно-бытовое обслуживание и гостиничный отдых. Спектр услуг, обеспечиваемых данным зданием (комплексом зданий) носит наиболее широкий характер, и целиком определяется функциональным назначением проектируемого объекта в целом (яхт-клуб, база отдыха или турбаза, гостиничный комплекс).

Оградительные сооружения — базовый защитный элемент любой марины, создающий безопасную для судов внутреннюю акваторию. К оградительным сооружениям относят молы (корневая сторона примыкает к берегу) и волноломы (сопряжение с берегом отсутствует). Оградительные сооружения в основном защищают акваторию от чрезмерного волнового воздействия (при штормах) и от избыточного давления ледяного поля. Также они существенно снижают интенсивность заиления дна акватории. Оградительные сооружения могут быть иметь различную конструкцию. Она определяется в основном в зависимости от применяемых (имеющихся в наличии) строительных материалов и различных дополнительных требований, предъявляемых к рассматриваемому оградительному сооружению в конкретном проекте яхтенной марины — например, мол может одновременно выполнять функцию причала, что соответственно учитывается в его инженерных решениях.