Акватория — часть поверхности водного объекта (озера, реки), используемая в человеческой деятельности для различных целей. Соответственно, общая акватория яхтенного порта (марины) — это та часть поверхности водного объекта, которая отведена для непосредственного функционирования данного порта. Причём она должна быть явно обозначена и изолирована от существующего судового хода в водном объекте, на ней должны функционировать маяки и знаки навигационной обстановки. Сообщение общей акватории яхтенного порта с судовыми ходами осуществляется через водные подходы двухстороннего движения. Из практики проектирования водные подходы к маринам маломерных судов, как правило полностью, обеспечены по глубинам.

Общую акваторию яхтенного порта можно разделить на отдельными элементы (акватории), к каждому из которых предъявляются собственные требования. Такими отдельными элементами общей акватории являются:
– акватории причалов;
– акватории рейдов;
– акватории судоподъёмных сооружений;
– акватории мест обслуживания маломерных судов (яхт).

Например, акватории причалов должны обеспечивать удобные и безопасные условия по подходу судов к причалу, их швартовке, стоянке и итогового отхода от причала. При этом учитываются действующие течения, принимаемые способы маневрирования судов, формы транзитного судового хода (в пределах акватории марины). Если марина достаточно крупная и в ней предусмотрен транзитных судовой ход, акватории причалов стремятся расположить за границами этого хода (т.е. чтобы границы акватории и судового хода не соприкасались). Наличие рейдов и их акваторий в составе яхтенного порта не обязательны — необходимость в них обычно имеет место только для крупных яхтенных портов.

Глубины акватории яхтенного порта должны отвечать требованиям:
– в навигационный период: гарантированной эксплуатации (подхода и отхода) расчётного судна с учётом осадки судна при полной нагрузке, запасов на дифферент судна (возникающего при загрузке или разгрузке), на волнение, на ветровой сгон/нагон и на заиление дна);
– в межнавигационный зимний период: отстоя маломерных судов, т.к. на водохранилищах зимние уровни являются минимальными;
– чёткой видимости для экипажей маломерных судов.

Длины акваторий причалов определяются в зависимости от длины расчётной яхты.

Основными расчётными глубинами в проекте акватории являются навигационная Нан и проектная Напр. Проектная глубина отличается от навигационной только дополнительным учётом т.н. запаса на заносимость акватории донными наносами.

Волнение на акватории марины определяется на основе материалов инженерно-гидрометеорологических изысканий. Величина волнения характеризуется расчётной высотой волны (hi, м), имеющей место в данной акватории с учётом фактического контура береговой линии и других волнообразующих факторов. Если hi ≥ 0,30 м, то для акватории марины проектируются оградительные (волнозащитные) сооружения, в противном случае надобность в них отсутствует. Необходимость в строительстве оградительного сооружения может быть также вызвана наличием активных процессов аккумуляции донных наносов (при неблагоприятном направлении течения). К основным типам оградительных сооружений и конструкций относятся:
– молы — линейное сооружение, возводимое в акватории с берега (протяжённый и узкий искусственный полуостров);
– волноломы — линейное сооружение, возводимое в акватории без контакта с береговой полосой (протяжённый и узкий искусственный остров).

 

Компоновка и конструктивные решения как молов, так и волноломов могут быть самыми различными. Они могут быть капитальными (из монолитного железобетона, каменной наброски, уложенных тетраподов, шпунтовой стенки) и плавучими, полнотелыми и проницаемыми, усиленного гравитационного типа и облегчённого (по типу заборов, вертикальных щитов или даже решёток). Конкретные инженерные решения принимаются на основе:
– требований по волнозащите;
– имеющихся ветровых и волновых условий;
– схемы генерального плана марины и её акватории;
– доступности и стоимости различных строительных материалов.